Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков

О масштабах и механизмах формирования этнических предрассудков Небывалый рост этнофобий в России - тема, не обойденная вниманием. Однако, как всегда, новое явление обрастает слухами, появляется и большое количество скороспелых исследований, зачастую искажающих реальную ситуацию, а главное - затрудняющих понимание сути явления. О реальных масштабах ксенофобии и некоторых закономерностях динамики этого процесса можно судить по материалам двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ гг. Крайний негативизм за все эти годы проявляется лишь к чеченцам и цыганам - это единственные группы, негативное отношение к которым демонстрируют более половины респондентов. При этом к чеченцам такое отношение фиксируется с г. Как оказалось, такой, сравнительно слабый негативизм относится к двум совершенно разным типам этнических общностей. Это этнически родственные для русских группы, например, украинцы, негативные оценки к которым обозначают нижние самые слабые пороговые значения этнофобии.

Быстрая помощь студентам

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. Либеральная ценность толерантности не была постоянной, глубоко укоренившейся традицией российского общества. Спонтанно вырабатывающаяся в человеческом общежитии с целью самосохранения и выживания, она не часто превращалась в декларируемую и реализуемую через правовое общество норму.

Одна из задач данного вестника — как можно шире представить палитру смыслов толерантности. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

И фобии о столкновении цивилизаций на примере Америки теряют всяки гораздо предпочтительнее и эффективнее расового, этнического или.

Греки презирали скифов, персы — арамеев, а византийцы — всех варваров. Отметим этот признак — регулярность, обыденность высокомерного отношения к чужим народам. Оно имеет место тогда, когда самооценка народа достаточно высока, и он не видит себе угрозы в чужаках. Как только начинает разрушаться сложная структура, включаются архаические социальные защитные механизмы и люди начинают охранять собственный умалившийся народ или группу от посягательств извне.

Наиболее распространенное определение ксенофобии вообще соответствующее скорее первому, инстинктивному, типу трактует ее как ответ на растущую конкуренцию за ограниченные экономические и социальные ресурсы. Чем более становится гласным и очевидным присутствие ксенофобских элементов в культуре или политике, тем менее они будут оказывать эффект. Бороться нужно не с рефлексами, а с идеями. Идейная форма ксенофобии как раз связана с выходом индивидуальных эмоций на уровень идеи.

В отличие от инстинктивной ксенофобии, она не социальный рефлекс, а именно политическая идея, возникающая во времена испытаний и страданий, в пору потрясения государственных основ и самой народной жизни. Уже потом наступает черед идей. Впрочем, преувеличивать роль индоктринирования в генезисе идейной ксенофобии мне кажется не вполне верным. Иное дело, что ксенофобия привязана к власти и становится заметной в случаях присутствия ее в политике властей или в идеологии каких-то групп, определяющих политику.

Социопсихологи считают, что в основе ксенофобии лежит триада — гнев, отвращение, презрение. Эти эмоции образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный, вообще говоря, личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии.

В.Э.Багдасарян: О природе россиефобии

фобии традиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. Навязчивые явления описывались еще в г. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Касаясь дифференциальной диагностики, Карвасарский отмечает, что клиническая картина невроза навязчивых состояний представляет четко очерченный комплекс невротических расстройств, возникающих психогенно реактивным путем и укладывающихся в незначительное количество синдромов: Большинство отечественных авторов придерживаются несколько иной классификации навязчивых состояний и выделяют три основных синдрома:

Социологи о книге"Милиция и этнические мигранты: практики Для мигрантов, конечно, это тяжелое бремя, постоянные фобии и.

Коллективная монография , 1. Этническая толерантность как условие конструктивного типа межэтнического взаимодействия В современном мире все большее значение приобретает этнический аспект толерантности. Кризис в нашей стране показал, что одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. История исследований проблематики межнациональных отношений, межэтнической конфликтности в нашей стране насчитывает около двадцати лет.

Вместе с тем, до сих пор этническая толерантность личности как проблема и предмет психологического исследования определена нечетко. В проанализированной нами научной литературе этническая толерантность, как целостное психологическое явление, изучена недостаточно последовательно; психологические факторы развития этнической толерантности личности в поликультурной среде остаются пока еще слабо разработанными.

Тем самым, возникает противоречие между очевидной актуальностью проблемы и фактическим уровнем ее разработанности в психологической науке, между конституционно закрепленными мерами, предусматривающими ответственность за разжигание межнациональной розни, и отсутствием комплексного подхода по оптимизации межэтнического взаимодействия в поликультурной среде, недостаточному учету психологических факторов успешного развития этнической толерантности личности.

Под межэтническими отношениями традиционно понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями, которые проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы [19, с.

Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот, приводя к возникновению межэтнической напряженности, локальных межэтнических конфликтов, росту этнических миграций. Межэтническая напряженность зависит от ряда факторов: Выделяют следующие явления и процессы, существенно влияющие на формирование и усиление межэтнической напряженности: Эти представления бывают вызваны самыми разными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями [19].

Основным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические контакты на групповом уровне, когда этнические мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры.

Анализ направленности исследований этнической толерантности молодёжи в России.

Перевод статьи о фобиях из Википедии Что такое фобия? Ксенофобия — неприязнь к незнакомцам или иностранцам, используемая в том числе для описания националистических убеждений и движений. В медицине фобия — это вид тревожного расстройства, определяемый как состояние боязни. Эти состояния продолжаются более полугода и характеризуются тем, что больной все время пытается избежать сближения с предметами фобии их, как правило, бывает несколько.

бальные и невербальные знаки этнического интолерантного коммуника- тивного Объектами исследования толерантности выступают различия, ре- .

фобии классифицируют по характеру предметов или ситуаций, вызывающих страх. Код по МКБ Основная масса исследований посвящена поиску биологических маркеров панического расстройства у больных с социальной фобией. Эти исследования выявили тесные взаимоотношения между паническим расстройством и социальной фобией как у отдельных больных, так и на уровне их семей. Биологические маркеры панического расстройстве По ряду биологических показателей больные с социальной фобией занимают промежуточное положение между пациентами с паническим расстройством и психически здоровыми лицами.

Так, у больных с социальной фобией отмечена более интенсивная тревожная реакция в ответ на вдыхание углекислого газа, чем у здоровых лиц, но менее интенсивная, чем у больных с паническим расстройством. У больных с социальной фобией отмечено также сглаживание кривой секреции гормона роста при введении клонидина, однако по выраженности этого феномена они тоже занимают промежуточное положение между здоровыми лицами и больными с паническим расстройством. Хотя вегетативные теории предсказывают усиление сердечной реактивности в ответ на социальные стимулы, результаты предварительных исследований свидетельствуют об обратном - у больных с социальной фобией выявлено снижение сердечной реактивности при воздействии социальных стимулов.

Вы точно человек?

Понятие ксенофобии в современной психологии и педагогике 2. Закономерности возникновения и развития ксенофобии. Причины и виды ксенофобии Заключение Литература Введение У многонациональной России - многовековая история, в которой присутствуют мирное сосуществование разных наций и народностей, религий, умение понять и простить, если требуется, ошибки друг друга.

Russian Abstract: На основе эмпирического исследования делается вывод об уровне этнических фобий. Выявляется роль этнической миграции в.

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого в том числе права быть иным , а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность —"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском —"уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит"позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".

В арабском толерантность —"прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин"толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая"отсутствие или ослабление реагирования на какой—либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию".

А слово"терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает"способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Слово"терпимость" часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью"подставить вторую щеку". Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

В зависимости от контекста — эволюционно—биологического, этического, политического или психологического — толерантность наполняется своим особым специфическим смыслом. В эволюционно—биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о"норме реакции", то есть допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

Исследование фобий

Проявления нетерпимости, симптомы нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует. Такую нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью —смесью непримиримости и протеста.

Нетерпимость определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Это путь к господству и уничтожению, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов.

воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные для исследования этнических фобий на протяжении XIX-. XXI вв., дать.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Анализ направленности исследований этнической толерантности молодёжи в России. С одной стороны, логика либерально-демократических преобразований требует утверждения социокультурного и политического плюрализма, что предполагает ослабление национальной, религиозной, классовой, политической нетерпимости — нетерпимости, препятствующей социальной интеграции и чреватой многообразными потрясениями.

С другой — та же логика требует укрепления"иммунной системы" общества, и прежде всего — усиления нетерпимости в отношении политического экстремизма и преступности. Неоднозначные процессы межнациональных отношений в современной России актуализируют изучение проблем этнической толерантности, особенно в молодежной среде.

Это вызвано, в частности, тем, что молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс" социальных обид" принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода"этно" и"мигрантофобий". В"чужих" - приезжих, мигрантах - молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности.

Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто ограничивающее возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и т.

Часть вторая. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Межэтнические конфликты обычно происходят с участием двух или более фигурантов, которыми могут быть как отдельные индивиды, так и группы и целые страны. Для журналиста, освещающего эти события, важно не только изучить местные условия, в том числе и полиэтничную среду, не только позаботиться о своей собственной безопасности, о чем неоднократно упоминается в ряде пособий, но и определить свою гражданскую и профессиональную позицию в информационном сопровождении описываемых событий.

Вполне естественно, что конфликтные ситуации в горячих точках тоже различны, и это также определяет роль, которую играет журналист, а также его поведение и позицию. В одном случае, например, журналист находится в эпицентре событий и освещает их как репортер, то есть, передавая лишь то, что видел и слышал сам.

Этнические проблемы в России: возможность систематических исследований // Экономическиеи социальные перемены: Этнические фобии в структуре национальной идентификации // Экономическиеи социальные перемены.

Корреляция между уровнем иррациональности у респондента и сформированностью этнической идентичности высокая: Зависимость между типом этнической идентичности можно схематично отразить в виде кривой-синусойды рис. Пиком или наивысшей точкой синусойды является нормальная этническая идентичность и отсутствие этнофобии. Во всех остальных типах идентичности этнофобия присутствует в той или иной форме. Гавреев С А Этническая картина России через 20 лет.

Введение диссертации по психологии, на тему"Социально-психологические характеристики этнофобии" Актуальность диссертационного исследования Изучение проблем межэтнического взаимодействия приобрело особую актуальность вследствие миграционных изменений, вызванных распадом СССР. После распада Советского Союза экономическая привлекательность России стала важным фактором, способствующим большому притоку иммигрантов с территории бывшего СССР. Данный факт отмечают практически все исследователи миграционных процессов -Мукомель В.

Головная боль напряжения - это опасно?